|
Суд Осириса
Древнеегипетское духовенство могло подчинить все существование египтян религиозным правилам и сделать почитание богово самой важной и даже единственной целью бытия. Оно учило людей считать блага земли дарами богов, а счастье воспринималось как награда за благочестивые помыслы и дела. Беды же считались следствием нечестивых поступков. Египтяне также учились смотреть за пределы земной жизни, они верили в посмертное существование, верили, что их души в дальнейшей жизни будут зависеть от того, как себя ведет человек на земле. Данная участь решается на суде Осириса – бога загробного мира.
Бессмертие души
Многочисленные греческие и египетские писатели говорили, что именно египтяне стали первым народом, веровавшим в бессмертие человеческой души. Мы сейчас знаем от египтян, что у них было выработанное подробное учение о душевной судьбе после земной жизни.
Египтяне клали в гроб усопшего «Книгу мертвых», которая должна была стать руководством для дальнейшего путешествия души в мертвом царстве. В книге были речи и молитвы, более или менее полный перечень которого на свитке папируса давался умершим, сюда же присоединились мистические призывы, непонятные даже потомкам египтян, та что нужно было прибавлять инструкцию к ним.
На своем пути душа в подземном царстве Осириса встречается с духами и богами, она должна читать молитвы, общаться с ними так, как указано в книге.
Суд Осириса
Вход на суд охраняет Пожиратель, который сидит на пригорке. Это такое чудовище с открытой пастью, напоминающее гиппопотама. За входом через украшенные богатые пилоны расположен аванзал мертвого мира. Потолки держатся на высоких колоннах. В том зале сидит сам судья – Осирис на высоком троне. Он имеет вид мумии, на его голове корона, а в руке – изогнутый посох.
По сторонам его у стенки сидят 42 духа, фигуры некоторых духов – напоминают людей, а некоторые получили головы животных. Все они участвуют в суде. Они высказывают свои приговоры о 42 смертных грехах, запрещенных египетской верой. А умерший называет себя невиновным в них. Престол Осириса окружен водой. Над ней на цветках лотоса нарисованы четыре духа мертвого царства, с головами сокола, человека, волка и обезьяны. Этим духам посвящаются внутренние органы людей – каждый имеет свой.
На другом конце зала стоит умершая душа. Богиня справедливости и истины – Маат, украшенная страусовым пером, первая встречает душу и ведет ее к весам, где будет взвешиваться сердце умершего. На одной чаше лежит сердце, а на второй страусово перо. За взвешивание отвечает бог Гор – человек с головой сокола, ему помогает Анубис – проводник мертвецов, с головой волка.
Затем Осирис произносит приговор, души праведников идут в небеса, где обитают высшие боги. Там они гуляют по садам, купаются в живой воде, собирают плоды и жатву, радуются и наслаждаются светом. А души грешников отправляются в подземелье, где их ждут вечные мучения, страдания, болезни и т.п.
|