|
Пелену с изображением египетских богов реставрируют в музее Пушкина
Москва – это город, в котором также говорят о Древнем Египте. Сейчас говорят даже чаще, чем прежде, потому что в Музее им. А. С. Пушкина начали реставрацию уникального артефакта II века н.э. Специалистам придется проделать довольно кропотливую работу, чтобы восстановить то, что лишь чудом сохранилось и не «сломало» время. Реставраторы восполняют пробелы, проявляют особую осторожность и едва прикасаются к реликвии. Еще 20 веков назад мастера Египта сумели сделать нечто особенное, добившись того, что языческие боги на полотне выглядят как будто живые.
Что реставрируют?
М. Лошак, будучи директором ГМИИ им. А. С. Пушкина, говорит, что на реставрацию попал предмет, который относится к шести уникальным во всем мире. Один хранят в Лувре, два других в музее в Москве, а три – в Египетском музее в немецком Берлине. Все уникумы с подобной иконографией. Трудно передать словами, как эти вещи уникальны. Важно сделать их более доступными для поколений, хранить с особой бережностью для будущих детей. Погребальная пелена, датируемая II веком, считается частью коллекции, собранной В. Голенищевым (известный востоковед). На протяжении тридцати лет мужчина собирал ее, а в 1909 г. 7 тыс. предметов-творений передал в дар Пушкинскому музею. Примечательно, что на пелене красуются две фигуры. Они занимают центральное положение. По бокам от них располагаются боги Анубис и Осирис. Композиция являет собой древнеегипетский сюжет, в соответствие с которым умерший может рассчитывать на оправдание в загробном суде. Все могут увидеть, как происходит этот переход из одного мира в другой. Кстати, центральные персонажи во время этого перехода – это женщина и ее ребенок. Кстати, недавно провели исследование, применив рентгенографию и выяснив, что фигурка мальчика появилась значительно позже.
Тысячи лет назад саван с художественной росписью – это обязательный атрибут на похоронах, которые устраивали в знатных семьях. Этот саван использовали для накрывания саркофага. Стоит напомнить, что погребальная пелена, которую реставрируют сегодня, реставрировали и в XIX веке. К процессу реставрации отнеслись без должной бережности, приклеив полотно на другой холст. Красочный слой начал сходить. И. Бородин, который заведует отделом реставрации и консервации в Музее, говорит, что с годами пелена выглядит все хуже и хуже. Почему все так? Потому что использовали не тот клей! Теперь реставраторы хотят восстановить ткань, создать те фрагменты рисунка, которые исчезли. Пелену предстоит перемещать на другой холст. Даже опытные мастера не смогут быстро сделать такую сложную работу. Н. Синицына говорит, что не думала, что у пелены гипсовая основа. Нельзя будет использовать воду.
Немного о ценах…
Сколько же денег планируют потратить на реставрацию? 2,2 млн. рублей. Друзья и посетители собрали огромную часть от вышеупомянутой суммы, и сейчас объявили акцию по сбору средств в Интернете.
|