|
С.Гомонов. В земле Египта дышит Осирис
"Как пришел Египет к своим познаниям?
Когда занялась заря той цивилизации,
о чьём удивительном совершенстве
говорят куски и обрывки, доставляемые
нам археологами? Увы! Уста Мемнона
молчат и не произносят более оракульских
ответов; лишённый речи Сфинкс стал ещё
большей загадкой в своём молчании,
чем та загадка, которую он задал Эдипу"...
Е.Блаватская "Разоблачённая Изида"
Великий Кемет, Египет, Страна Богов, несущая в себе следы цивилизации, возраст которой определяется не веками, а тысячелетиями. Страна неразгаданных тайн, символизирующая огромное хранилище истоков бытия, адресованный потомкам немой крик...
Почему глаза фараонов и их жён-цариц густо обведены "печальной" каймой почти до самых висков? Почему создатели приключенческого с мистическим налётом боевичка "Мумия" "заставили" кричать песчаную мумию на постере и в киноленте? Почему Сфинкс, в загадочной безмятежности взирающий на восход солнца, имеет тело льва и непропорционально маленькую человеческую голову с изуродованным лицом?
Египет не так уж нем. Пирамиды умеют говорить на языке, который не расшифруют лингвисты и не переведут математики -- они говорят языком самого Времени. Как сказал Наполеон, когда его армия ожесточённо отбивалась от вооружённых ятаганами Мурадовских мамелюков: "Солдаты! Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!" Но солдатам было не до красот и величия древней архитектуры. Чтобы утвердить свои завоевания и победы, бравые французы надругались над ликом Сфинкса в Гизе, избрав его голову (а в то время его голова была на поверхности, тело же занесли по самую шею пески) мишенью для своих пушек. Есть предание, что прозорливый Наполеон не отказал себе в возможности провести ночь в пирамиде Хуфу (более известной как Хеопса или Великой). А знаменитый Шампольон частично загладил вину своего соотечественника перед древними, расшифровав письмена на Розеттском камне.
Боги создали эту страну, боги же и по воле своей таят либо раскрывают тайны. Несмотря на безжалостное Время, несмотря на человеческую алчность и дикость, ещё не вымерло племя сумасшедших учёных-естествоиспытателей, готовых сыграть в шарады с богами...
Верховным богом египетского пантеона был бог Ра (Атум-Ра, Ра-Горахти). И ведь не только египетского! Ра, как явствует из славянских "Вед", является и богом язычников-славян, наших пращуров. Более того -- можно загибать пальцы, перечисляя имена исследователей, посвятивших изучению мифологии древних народов Земли, и пальцев не хватит. В этой когорте -- и чуть эпатажные Фрэзер, Бьювэл, Хэнкок, Дэникен... С ними можно спорить, не соглашаться, но их заслуги отрицать невозможно! Мало кто сейчас станет спорить, что у большинства мифов имеется какой-то один, и весьма таинственный, источник: египетский Осирис -- ацтекские и майянские Кетцалькоатль, Кукулкан, Виракоча; коварный брат Осириса и Исиды Сет -- Тескатилпока в Мезоамерике; мать богов и людей Исида (римск. -- Изида) -- славянская Лада; Хатхор -- греко-римская Афродита-Венера...
В любом мифе заложен какой-то ключ, код, заставляющий "работать" определённую, несомненно, очень важную для наших далёких предков "программу". Мы до сих пор можем только предполагать, что именно хотели они выразить -- в архитектуре, в мифах, в теологической иерархии. Недаром в последнее время Интернет обуяло увлечение египетской и древнеславянской культурой. СМИ дают этому явлению название -- "египтомания".
Главным преданием египтян является, конечно, миф о создании Вселенной (есть гелиопольский, есть мемфисский -- русские интернет-сайты предлагают довольно богатый выбор недурственных переводов), но не менее важен миф о "четвёрке" -- Осирис (Усир), Сет (Сетх), Исида (Исет), Нефтида (Нептет) -- богах Зеп Тепи (Первого Времени). Они были сыновьями и дочерьми Геба (Земли) и Нут (Неба). Сет убивает своего старшего брата Осириса, чтобы править страной, но Исида и Нефтида находят его расчленённое тело. Исида оживляет супруга, а после этого он становится владыкой подземного царства. Отныне Анубис и Упуат, шакалоголовые боги Дуата (преисподней) -- его "верные псы". У Исиды рождается сын Гор (Сокол, птица с траурной каймой вокруг печальных глаз) и, повзрослев, вступает в тянувшийся 80 лет поединок с собственным дядей. Не без помощи матери Гор выигрывает тяжбу, затем происходит война, и юный сын Осириса (заметьте: боги жили очень долго) становится владыкой Египта. Многие учёные считают этот миф отражением смены строя: матриархат (когда власть передавалась по женской линии) уступил место патриархату (царство отдано отцом -- сыну). В общем, как бы то ни было, с тех пор каждый новый фараон неизбежно являлся Гором на земле и обязан был пройти инициацию посвящения, узнать все тайны сонма богов и прежних правителей и получить благословение своего отца. После смерти же он возносился на золотой ладье к звёздам, становился в свою очередь Осирисом и продолжал править уже в загробном царстве.
Но все Горы-последователи смертны и бессмертны одновременно. Чтобы воссоединиться с отцом, почившим среди звёзд, дух сына должен был покинуть бренную оболочку, охраняемую при жизни всевозможными "оберегами" -- золотыми "воротниками-ожерельями, священными амулетами-скарабеями, браслетами, татуировками... Когда тело египетского правителя было как положено забальзамировано, наступала очередь жрецов сопроводить его в последний, звёздный, путь.
"Я поднимаюсь на восточной стороне неба, где рождаются боги, и я рождён Гором, Гором Горизонта... Я нашёл Акху, чьи рты снаряжены... "Кто ты?" -- говорят они, чьи рты снаряжены. "Я Акху, и рот мой снаряжен".
"Ка", или "душа" (астральный двойник) человека может покинуть тело лишь через "снаряжённый" -- специальным ритуалом отверстый -- рот, чья функция -- вещать. А слово, как говорит скандинавская пословица, не ведает смерти. И, чтобы облегчить выход "ка", жрецы, произнося заклинания, ударом специального ритуального ножа "открывали" рот мумии фараона и выпускали "двойника" к звёздам. Самое страшное проклятье -- не "разверзать уста" умершему, а имя его уничтожить в надписях (так был наказан "фараон-отступник", первым в истории человечества попытавшийся утвердить монотеизм, единобожие -- Аменхотеп IV, или Эхнатон).
"Если я приду со своим "ка", распахни мне свои руки; рты богов будут открыты и попросят, чтобы я взошёл на небо, и я взойду".
Гизский некрополь и его хранитель -- бесстрастный и до последних времён безмолвный Сфинкс -- объединяют своими тайнами. Требующими разгадки, многие науки -- астрономию, геометрию, математику, геологию, археологию, физику, историю и лингвистику.
"То, что может быть названо, должно существовать. То, что названо, может быть написано. То, что написано, должно быть запомнено. То, что запомнено, -- живёт. В земле Египта дышит Осирис"1. Так гласят египетские Тексты Пирамид.
Лев-Сфинкс смотрел на Льва-созвездие, которое "рождало" на горизонте солнце в рассвет дня весеннего равноденствия. Но так было много тысяч лет назад... Теперь его туловище увенчано человеческой главой в фараоновой повязке -- немесе -- и с непременной коброй, застывшей в позе угрозы. Полулев-получеловек уже тысячи лет всем своим обличьем призывает храбрецов и мудрецов ответить на головоломные вопросы и порождает мириады слухов, толков и легенд.
Ему же словно нет никакого дела до людских страстей. Он знает: победит Гор. Победит сильнейший. Устами богов глаголет Время...
|