|
Душа у египтян и ее структура
Как древние египтяне представляли душу и как они к ней относились? У древнеегипетских жителей различение отдельных субстанций в душе человека имеет непростую систему. Таким образом, душа у египтян по их верованию состояла из нижеперечисленных существ.
1. Ба – это воображающее существо, которое представляло собой душу бога и душу человека. Смерть насупает в том случае, когда Ба покидает тело. На первых порах считалось, что Ба имеют только боги и фараоны. Но позднее, у простых людей также появилось Ба, которое представлялось в виде нечто существующего после человеческой смерти. Жизненной силой человека является Ба и изображается в виде птицы (сокола) с головой человека. Крепкими узами были связаны Ба и тело умершего человека. Ба оживляло мумию умершего, могло оставаться в гробнице после смерти человека, а могло и покинуть ее, подняться на небо. Но в конце оно возвращалось к телу. У богов существовали свои души Ба. Например, у бога Ра было целых семь душ.
2. Ка - определяется как жизненная сила, которая является символом различия между предметами (одушевленными и неодушевленными). Пустые саркофаги ставились в гробницах для того, чтобы там нашла убежище Ка. В заупокойную часовню ему приносили жертвы. Поскольку человек и Ка очень похожи, поэтому иногда Ка называют “Двойником души”. Оно тоже мог покинуть умершего человека, устремиться в загробный мир, а затем вернуться в гробницу. Ка пишут иероглифом, который изображает две руки, которые подняты кверху.
3. Ах – это слово можно перевести как “дух”. Он – есть составная часть души человека, но о его представлении ничего неизвестно. Он изображался как хохластый ибис.
4. Шу переводится как “тень”. Это слово является одним из проявлений сущности человека. Шу – тень человека и является его скрытой темной стороной.
5. Сердце – важная составная часть души человека. Оно являлось вместилищем сознания человека, самостоятельным существом внутри нее. Оно могло на загробном суде дать показания о плохих человеческих поступках и после обвинения сердце умершего человека отдавалось богине Амме (“пожирательница” с пастью крокодила). Если же приговор был оправдательным, то все “души” были отправлены к Осирису. Бог, побеседовав с прибывшим, отправлял его в “Обитель Блаженства”. Поэтому, произносились особые заклинания при погребении над сердцем, чтобы оно не могло дать сведения против своего владельца.
6. Сах – тело умершего после мумификации. Оно было представлено как воплощение личности, который прошел через обряды, освещающих ее: он становится священным после омовения водой из Нила. Это слово переводится как “священные останки” или “мумия”. Тело - Сах было олицетворено одним из четырех сыновей Гора – Кебексенуфом. Египтянами он был изображен с соколиной головой на сосуде, где хранились внутренности умершего человека.
При изучении душ у египтян становится ясным значение их религии в их жизни. Древний Египет полон таинственными фактами.
|